IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС МУЗЕЕВ ОРУЖИЯ И ВОЕННОЙ ИСТ0РИИ

CТРАНИЦЫ "ЖЕЛЕЗНОЙ КНИГИ"

Кандидат исторических наук А. КИРПИЧНИКОВ (Ленинград). С 7 по 13 июня в Москве и Ленинграде проходил IV Международ- ный конгресс музеев оружия и военной истории. В нем приняли участие делегаты из 26 стран мира. Ученые осмотрели коллекции Москвы и Ленинграда, обменялись мнениями по важнейшим проблемам оружиеведения и музейной работы. Мы хотим познакомить читателей нашего журнала с рождением новой отрасли оружиеведения - клинковой эпиграфики, иначе письмен- ности, оставленной на лезвиях древних мечей.

СЕКРЕТ ДРЕВНИХ КЛИНКОВ

Открытие, о котором пойдет речь, не таилось под землей, не требовало экспедиционных розысков. В наших музеях хранятся десятки мечей IХ ю ХIV веков. Средневековый меч ю это не только символ ранга, власти и силы, но также и высокохудожественное ювелирное произведение. Меч отделывали с пора- жающей роскошью, не жалея золота и серебра. Не удивительно, что мечи давно привлекали внимание ученых. Десятилетиями обсуждали их внешние признаки: форму рукояти, украшения, орнамент. Меньше обращали внима- ния на лезвия. Широкие и массивные, они мало менялись в течение веков и почти ничего не подсказывали оружиеведу. Но именно им и суждено было превратиться в письменный документ большой исторической силы и убедительности. Оказалось, что лезвия почти всех средневеко- вых мечей были подписаны или помечены.

НИТЬ ПОИСКА

В науке, как и в жизни, часто бывает, что счастливые находки происходят случайно. Случайности порой преследуют искателей разных стран на протяжении жизни нескольких поколений. В 70-х годах прошлого века хранитель Бергенского музея (Норвегия) А. Л. Лоранж заинтересовался викингскими мечами и, к удивлению, обнаружил на них ранее незаметные знаки и надписи. Лоранж написал книгу о древненорвежском оружии, но умер раньше, чем успел расска- зать о способах обнаружения надписей. К 1957 году в Финляндии сотрудник Национального музея Хельсинки И. Леппяахо расчистил 250 раннесредневековых мечей и встретил десятки надписей и знаков. Специалисты ждали научного отчета, но за смертью ученого опять осталось неизвестным, каким путем был достигнут успех. (Лишь недавно в Финляндии опубликован альбом мечевых клейм, подготовленный И. Леппяахо.) И вот в 1963 году расчисткой мечей стал заниматься историк - металловед рижанин А. К. Лнтейн. Результаты не заставили себя ждать: в музеях Латвии и Эстонии ученый открыл свыше ВО клинков с надписями, знаками и орнаментами. Тогда же Антейн предложил мне воспользоваться его методами для расчистки древнерусских мечей. Начало было многообещающим: на первом же мече открылась надпись. Потянулись дни работы в музеях Ленинграда, Москвы, Смоленска, Киева и Чернигова. В итоге было расчищено 99 мечей, найденных в 1Х ю Х111 веках на территории Древней Руси, в Латвии и в казанском Поволжье. Еще три меча из курганов юго-восточного Приладожья были по нашей просьбе исследованы в Национальном музее в Хельсинки. На 76 клинках открылись ранее неизвестные начертания. Как же могло произойти, что меты мечей, обнаруженные в таком изобилии, столь долго прятались от глаз человека?!

ВОЛШЕБНОЕ ПИСЬМО

Удивительное обилие надписей и знаков, проступивших вдруг на вещах, давно и хорошо известных, объясняется производственными особенностями клеймения. Это звучит почти неправдоподобно, но вол- шебное свойство мет заключается в том, что в зависимости от сохранности и ухода они могут то исчезать, то появляться вновь. Надписи и знаки на изделиях IХ ю ХII веков располагались в верхней трети клинка, они были инкрустированы в горячем состоянии железной или дамаскированной проволокой. Даже на полосе, очищенной от корро- зии, начертания почти неразличимы. Лишь после применения специально- го травителя ю быстродействующего реактива Гейна (медь, хлористый аммоний) ю перед удивленными 1 глазами присутствующих, словно из небытия, всплывали начертания, которые оживляли вещь, заставляли ее рассказывать свою историю. Лезвия с надписями напоминают страницы некоей <железной книги>, текст которой был спрятан много сотен лет тому назад. Если прочесть эти страницы, то можно получить достаточно верное представление о времени и главным образом о месте изготовления мечей.

ДРЕВНИЕ МЕЧЕДЕЛЬЦЫ

Клейма, оставленные на мечах, лаконичны, их текст напоминает телеграмму, полученную через 7 ю 10 веков: большими латинскими буквами на лезвиях были написаны имена мастеров или мастерских. Имена принадлежали западноевропейским каролингским оружейникам, ра- ботавшим, вероятно, в районах Рейна и Дуная: Ульфберт (встретилось 11 раз) "Ингельри меня сделал" (4 раза), <Этцилин меня сделал (3 раза), Лейтлрит (1 раз), Улен (1 раз), Церольт (1 раз). Некоторые из приведенных имен или редки, или встречены впервые. Таким образом, русская земля сохранила произведения некоторых западных кузнецов, до сих пор неизвестных на своей родине. Наиболее мощной была мастерская Ульфберта. До сего дня во всей Европе зарегистрировано не менее 115 мечей с этой, очевидно, семейной маркой. Это было одно из самых крупных <военных> предприятий древности. Начиная Карла Великого западные правители под страхом смерти запрещали вывоз оружия, особенно к славянам и другим народам Восточной Европы. Находки каролингских мечей далеко за пределами их родины, в том числе и на территории Древней Руси, можно истолковать двояко: и как свидетельство хорошо налаженной контрабанды оружия и как добычу в бою.

ЗАГАДОЧНЫЕ НАДПИСИ

В Х11 веке техника наведения клейм изменилась. Появились фигуры, выложенные латунью, серебром и золотом. Изменилось и содержание клейм: вместо имен мастеров, которые стали казаться прозаическими, появились длинные вереницы букв. Современники понимали, очевидно, их смысл, но историк оружия, глядя на эту <азбуку>, растерянно разводит руками. Подавляющее большинство такого рода надписей, в том числе и обнаруженных нами, еще не прочтено. А можно ли вообще понять забытые сокращения? В 1925 году немец Рютнинг предположил, что за каждой буквой мечевой письменности кроется определенное, начинающееся с этой буквы слово. К одной расшифрованной Рютнингом надписи на мече ленинградский латинист А. И. Зайцев прибавил три новых. Запись одной из них, расшифрованной Зайцевым, звучит как торжественное посвящение Христу, другой ю как обет крестоносца: <Я взял оружие ради отмщения имени вечного бога, вечного царя вселенной, вечного всемогущего... Я взял оружие ради отмщения имени святого>. Раскрытие клинковых сокращений, безусловно, принесет много нового для характеристики идеологии средневековых воителей,

МЕЧ ИЗ ГНЕЗДОВСЕОГО КУРГАНА

Нам удалось установить, что на многих мечах сохранились кресты, круги, подковообразные и другие фигуры. Эти знаки, по представлению древних, имели магическое значение: они символизировали огонь, солнце. Где изготовляли эти <безбуквенные> изделия? Багдадский философ IХ века алКинди, автор единственного в своем роде трактата о мечах всего мира, писал, что у франкских мечей в верхней части находятся кресты, круги и полумесяцы. Перечень знаков поразительно совпал с теми, которые открылась на клинках, найденных на древнерус- ских памятниках, в городищах и могильниках. Таким образом, родиной этих вещей, так же как и подписных, был франкский Запад, Среди мечей с символическими клеймами встречены и уникальные по своим изображениям. В одном из курганов, раскопанных советским археологом Д. А. Авдусиным у селения Гнездова (под Смоленском), найден меч Х века со стилизованным изображением человека. Когда я разглядывал этот рисунок, то невольно вспомнились слова восточного писателя - энциклопедиста Х ю Х1 веков ал-Бируни, который, сравнивая цену лучших индийских клинков со стоимостью лучшего слона, добавля- ет: <Если же рисунок будет изображать человека, то ценность и стоимость меча еще выше>. Приведенное высказывание иллюстрирует, конечно, не индийское происхождение гнездовского меча, а международ- ную распространенность некоторых сюжетов клеймения холодного оружия. В интересах сбыта средневековые ремесленники подражали высококачес- твенным изделиям, и расстояния не были для них препятствием, Имеет ли, однако, отношение расчистка клейм к истории отечественного ремесла?

ЯБЛОКО РАЗДОРА

В русской науке мечи, словно оправдывая свое назначение, послужили поводом для мятежа ученой мысли. Больше всего спорили о происхожде- нии мечей: одни рассматривали их как оружие, с которым норманны ворвались на просторы Восточной Европы и колонизовали славян. Другие справедливо> возражали им, указывая, что клинки являлись общеевро- пейским оружием, которым пользовались наравне и славяне и норманны. С течением времени спор обострился: на основании находок мечей так называемого варяжского типа некоторые ученые выдвинули тезис о том, что первое государство восточных славян ю Киевская Русь ю было создано норманнами. По иронии судьбы <воюющие стороны> не знали, что мечи, которые они обсуждали, в данном конфликте были не столько оружием полемической борьбы, сколько средством доказательства точной и к тому же "прописной" научной истины. Исследователи, включая и автора этих строк, думали и гадали о центрах изготовления, не подозревая, что отгадка находилась в их руках: после расчистки лезвий оказалось, что две трети найденных у нас мечей не скандинав- ские, а западноевропейские. Что касается остальных мечей, то специа- листам еще предстоит решить загадку их происхождения.

ЛЮДОТА КОВАЛЬ

Существовало ли на Руси собственное производство мечей? Если да, то как это установить? Эти вопросы волновали не одно поколение археологов и оружиеведов не только в России, но и за ее пределами. Высказывалось предположение, что такое производство существовало, но решающих доказательств не было. Число расчищенных клинков перевалило за 80, а надежда увидеть русское клеймо становилась все несбыточнее. И вдруг таковое оказалось там, где меньше всего его можно было подозревать. Работая в Киевском историческом музее, я занимался изучением коллекции мечей. Дошла очередь и до меча, найденного в конце прошлого века у местечка Фощеватая на Полтавщине. Красивая бронзовая рукоять с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ была подобна скандинавским украшениям ХI века. Во всех исследованиях он значился скандинавским мечом, найденным на Руси. Но вот на одной стороне полосы вместо ожидаемого латинского клейма отчетливо просту- пило наведенное дамаском слово КОВАЛЬ (то есть кузнец), на другой ю имя мастера, которое можно прочесть как ЛЮДОТА или ЛЮДОША. Стало очевидным, что клеймо, состоящее из уставных кирилловских букв, и клинок не норманнского, а русского происхождения. Изучение характера украшений написания букв и стиля рукояти показало, что он сделан, по-видимому, не позднее первой половины Х1 века. Так, фощеватовский меч, более полстолетия мирно покоившийся в музейной витрине, стал памятником выдающегося историко-культурного значения. Надпись на клинке ю древнейшая из сохранившихся русских надписей на оружии и металле вообще, а имя коваля (кузнеца) Людота ю старейшее дошедшее до нас имя ремесленника. Судя по клейму, на Руси существовала специализированная оружейная мастерская задолго до того, как об этом сообщают письменные источники. Русское оружейное дело периода ста- новления Киевского государства впитало, видимо, все лучшее, что было создано в европейской военной технике: приемы исполнения надписи заимствованы у каролингских оружейников, от скандинавов перенят орнаментальный рисунок. Без преувеличения можно сказать, что около 1000 года Киевское государство после Каролингской империи было второй страной в Европе, где был выпущен собственный подписной меч. Может быть, не стоит превозносить фощеватовский клинок, ведь он пока одинок Редкость археологически известных мечей Х1 века, особен- но важных для проверки. н надписи, нельзя, однако, понимать как и отсутствие или малочисленность вообще. С
Финал статьи в моем архиве утерян уже в "бумажном" виде :( (AKG)

Бюро справок

ОБ ИСТОРИИ РУССКОГО ОРУЖИЯ МОЖНО ПОДРОБНЕЕ ПРОЧЕСТЬ В СЛЕДУЮЩИХ КНИГАХ:
                                      
  П. ВИНКЛЕР, Оружие. СПБ 1894 г.     
                                      
  А. ВИСКОВАТОВ. Историческое описание одежд и  вооружения ростовских войск. СПБ. 18Р9 г.                 
                                      
  П. САВВАИТОВ. Описание старинных русских утварей, одежд и оружия. СПБ 1896 г.                             

  А. СВЕЧИН Эволюция  военного искусства. М. 1926 - 1927 гг,

  В. СЕРГЕЕВИЧ, Военные  силы Московского государства. СПБ, 1905 г.

  Н. БРАНДЕНБУРГ.     Материалы    по истории  артиллерийского  управления  в России. Приказ  артиллерии 1700  - 1720 годов. СПБ, 1876 г.

  В. МАРКЕВИЧ.  Ручное  огнестрельноеоружие, ч. I. Ленинград. 1937 г.

  М. ДЕНИСОВА  и  М.  ПОРТНОВ.  Русское оружие. Изд. Государственного Историче ского музея. 1957 г.

  Путеводитель по Государственной Оружейной палате. Изд,  "Московский рабочий". 1964 г.
Hosted by uCoz